Методический семинар «Создание комфортных психологических условий в работе с детьми со слабой мотивацией»

12 декабря в МОУ «Макарьевская средняя общеобразовательная школа» г. Свирск прошел муниципальный методический семинар «Создание комфортных психологических условий в работе с детьми со слабой мотивацией». Цель семинара – представить систему работы школы по формированию благоприятного морально-психологического климата в работе с детьми.

В начале семинара заместитель директора по УВР Хороших Т.Г. приветствовала педагогов школ города, пожелала активной работы и успешного сотрудничества. Далее была представлена теоретическая часть, где педагоги актуализировали свои знания о том, что такое «психологический комфорт» (это условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться), и о том, что понятие «психологическая комфортность» определяется по уровню развития ребенка и усвоения им знаний; физического состояния детей; адаптации к конкретной образовательной и социальной среде; создания атмосферы доброжелательности, которая позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье школьников.

Как создать комфортную обстановку на уроке, рассказала педагог-психолог школы Т.Ю. Калиушка. Она отметила, что психологическая комфортность необходима не только для развития ребёнка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребёнок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха («Я могу!») формирует у ребёнка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперед. Немаловажным условием создания психологического комфорта является умение учителя правильно выразить своё отношение к ситуации и к ученику.

Важное значение имеет окончание урока. От того, с каким настроением ученики уйдут из класса, зависит как оценка работы преподавателя и настроя на урок обучающихся, так и самооценка собственной деятельности самими обучающимися.

В конце своего выступления Татьяна Юрьевна представила заповеди, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности на уроке. Ниже перечислены только некоторые из них, которые могут помочь построить общение с детьми не только педагогам, но и родителям:

«Уважайте детей!»

«Не навредите, ищите в детях хорошее!»

«Замечайте и отмечайте малейший успех ребенка – от постоянных неудач дети озлобляются!»

«Ошиблись – извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать!»

«На уроке всегда создавайте ситуацию успеха!»

«Не кричите, не оскорбляйте ребенка ни при каких обстоятельствах!»

«Хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине!»

«Только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира!»

«Оценивайте поступок, а не личность!»

«Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность!»

Задача учителя – организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке. А как это можно осуществить, педагоги школы МОУ «Макарьевская СОШ» показали на своих уроках. На уроке изобразительного искусства «Узоры, которые создали люди» в 1 классе учитель Скляр Е.Н. раскрыла тему с помощью наводящих вопросов и наглядного материала. Весь класс охотно сотрудничал с учителем. Евгении Николаевне удалось вызвать интерес к изучаемому материалу. Для поддержания работоспособности и лучшего усвоения материала на уроке чередовались разные формы и методы работы.

Урок английского языка «В моей комнате» в 3 классе (учитель Ширяева Н.Р.) соответствовал требованиям образовательного стандарта и теме семинара. В начале урока была поставлена проблема, которую нужно было разрешить, дети были заинтересованы, активны. Наталья Романовна применила различные технологии: игровая, обучение в сотрудничестве, а также разные формы работы: работа в парах, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Урок алгебры «Умножение одночлена на многочлен» в 7 классе (учитель Хороших Т.Г.) был основан на проблемно-диалоговом общении и взаимодействии. Учитель выступал в роли координатора, давая детям возможность открывать новые знания и делать выводы. На уроке была создана комфортная обстановка. На уроке алгебры в 8 классе «Степень с целым отрицательным показателем» учителем Роговой И.В. наглядно с помощью мультимедийного проектора были построены все этапы урока, применялись задания с учетом возрастных особенностей учащихся. На протяжении всего урока поддерживался интерес к изучаемому материалу.

Урок биологии в 9 классе у Скопинцевой О.Н. отличался большим выбором методов и форм работы и прошел в благоприятной психологической обстановке. Урок русского языка в 5 классе по теме «Буквы О/Ё после шипящих в корне слова» (учителя Максак Л.Р.) соответствовал теме методического семинара. Комфортная и располагающая к сотрудничеству обстановка позволила активизировать работу учащихся, сделать её посильной, интересной, творческой.

В заключительной части семинара (учителя городских школ) дали высокую оценку открытым урокам. Подводя итоги, Татьяна Геннадьевна говорила о том, что в силах педагогов создать в школе такую атмосферу, в которой дети чувствовали бы себя «как дома».