Байкальский международный салон образования — 2019

В г. Иркутске в период с 03.10.2019 г. по 05.10 2019 г. прошел Байкальский международный салон образования – 2019. Это большой форум, который ежегодно собирает представителей педагогической и предпринимательской общественности, деятелей культуры, специалистов в области цифровизации и экологии, руководителей образовательных организаций и региональных министерств, чиновников, ученых, экономистов, общественных деятелей, молодежь, студентов и школьников. Это мероприятие — не серия скучных докладов, а путешествие в мир современных трендов российского и мирового образования, где каждый участник обязательно сделает важное для себя открытие. На площадке Салона можно было приобрести уникальный и ценный опыт в профессиональной сфере.

Не охватить в одной статье тематику профессиональных встреч и дискуссий, которые состоялись в рамках Салона. Но все они посвящены достижению основных стратегических ориентиров развития российского образования. Глобальные цели и задачи, поставленные на ближайшие пять лет, обозначены в национальных проектах «Образование» и «Наука». Среди них — обеспечение конкурентоспособности российского образования на мировом уровне и вхождение России в пятерку ведущих стран мира по научным исследованиям. Поэтому готовность меняться – залог успешной реализации нацпроектов, а их результаты важны не только для образования, но и для жизни.

Один из ориентиров для развития компетенций современного человека — это мир продуктов и услуг. Вряд ли сегодня найдется человек, который скажет, что для успешного воплощения собственной идеи нужно быть знатоком только одной предметной области. А как связать содержание математики и изобразительного искусства или русского языка и физкультуры в рамках современного развития экономики и проектной деятельности? Насколько важно такое образование сегодня в быстроменяющемся мире? Какие возможности открывает оно перед нашими детьми? Какие вызовы связаны с этими возможностями?

И поэтому один педагог — не воин в огромном поле компетенций, которые необходимо сформировать у ребенка для его успешной жизни в XXI веке. Участники Салона представляли успешные практики по разработке программ развития, в которых удалось определить пути решений существующих в деятельности образовательных организаций противоречий.

На мероприятии «Безопасное Детство», которое прошло в форме межведомственной «штурм-лаборатории», как и на всех мероприятиях Салона, был полный аншлаг. Его вели Переломова Н.А., заместитель директора по научно–проектной деятельности ОГБУ ДПО «Учебно-методический центр развития социального обслуживания», социального обслуживания», и Галстян М.Н., директор, ГКУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции». Мероприятие объединило экспертов в области профилактики социальных рисков для безопасности, социального и психологического благополучия несовершеннолетних. Использование методика «круг идей» дало возможность специалистам различных ведомств выйти за рамки профессиональной позиции, преодолеть «эффект колеи» и посмотреть под другим углом на проблему. Сначала участники составили актуальный «реестр» рисков, оценили их причины и масштабы, выделили уязвимые группы. А проблем, с которыми сталкиваются наши дети, много: наркомания, вредоносное действие Интерета, одиночество и отсутствие внимания со стороны взрослых и другие. Потом эксперты разработали предложения по объединению усилий, направленных на профилактику рисков и формированию у подростков навыков безопасного поведения, учитывающие возможности и роли различных ведомств, организаций, семьи, самих подростков. Оценивали выступления на мероприятии школьники г. Иркутска, активисты школьного самоуправления.

Многие мероприятия Салона были посвящены обсуждению актуальных вопросов реализации ФГОС дошкольного образования. Разговор шел о том, какими видятся плюсы и минусы требований, заложенных в стандарт? Каким видится стандарт в свете новых задач, стоящих перед дошкольным образованием, в том числе дошкольным образованием детей от двух месяцев до трех лет? Позволяет ли ФГОС обеспечить самостоятельность в образовательном процессе ребенку, педагогу, родителю детского сада? В этих мероприятиях приняли участие заведующие и воспитатели ДОУ г. Свирска.

Садовникова Н.В., заведующий МКОУ № 2:

-Мы с коллегами посетили деловую программу БМСО по дошкольному образованию: приняли участие в панельной дискуссии «Реализация ФГОС ДО: продолжаем разговор», в интерактивной сессии «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста, проектная деятельность в ДОУ как условие обеспечения субъективности в образовательном процессе ребенка», в мастер-классах «Рисование на молоке», «Лего-конструирование в ДОУ», «Речевые кубики». Познакомились с эффективной практикой организации развивающей среды для свободной деятельности детей раннего возраста, где они могут самостоятельно проявлять игровую инициативу, получать позитивный опыт, экспериментировать и творить. Знакомство с представленным опытом вдохновило педагогов новыми идеями и поможет реализовать некоторые из них в своей педагогической деятельности.

Подрезова Е.Г., заведующий МДОУ № 3:

-В первый день работы Салона на площадке «Дошкольное образование» прошло обсуждение самых острых и актуальных проблем развития дошкольного образования. Обсуждались проблемы по следующим тематикам: «Методическое сопровождение ДОО: ответы на вызовы времени», «Детский сад для всех и каждого: практики поддержки детской инициативы» и др. К участию в обсуждении проблем были приглашены представители педагогического сообщества региона, а также представители различных служб и ведомств. В течение всего дня педагоги-практики представили вниманию практические материалы, описывающие инструменты, методы, технологии деятельности и обеспечивающие преемственность на уровне дошкольного и начального общего образования. На мастер-классах был организован показ применения технологий работы на практике. Мы побывали на мастер-классе «Применение метода интеллект-карт в дошкольном образовании» МБДОУ «Детский сад № 19» р.п. Тайтурка Усольского района. Из представленного опыта работы воспитателя узнали, что такое интеллект-карта, как выглядит, чему она учит и что развивает, а так же попробовали сами их составить. Все мероприятия насыщенной программы первого дня работы БМСО-2019 проходили в атмосфере дискуссий и творчества.

Педагоги Дома детского творчества приняли участие в работе секции «Дополнительное образования», мероприятия которого проходили в зале Вампилова. 3 октября на пленарном заседании «Дополнительное образование детей — сотворчество успеха. Успех рождает будущее. Будущее рождает успех» прошло обсуждение того, как должно развиваться дополнительное образование, чтобы обеспечить успех каждого ребенка. Во время круглого стола «Не в тренде»? Перспективы и барьеры для практик народного творчества в дополнительном образовании» участники попытались ответить на вопрос «Как сохранять и популяризировать народное творчество в дополнительном образовании?».

Во второй день работы Салона педагоги вместе с воспитанниками участвовали в работе секции «Профориентация» на различных мастер-классах в Зале Профессиональных навыков. Работа в третий день в основном была посвящена внедрению робототехники и программированию. В работе Салона в этот день принимала участие молодой педагог Дома творчества и руководитель объединения «Робототехника» Тимакина О.Г.:

-Впервые я посетила Салон, конечно же, впечатлений масса. Зарегистрировалась на сайте и выбрала нужную для себя тему, но, как оказалось, можно свободно гулять, смотреть то, что хочется, принимать участие в любых мероприятиях по желанию. Были разнообразные мастер-классы по робототехнике, демонстрация по 3Д-моделированию. В целом мне понравилось. Посещенные мероприятия – мастер-классы по лего-конструированию для детей разного возраста, «Детский Технопарк «КВАНТОРИУМ РЖД», «Робототехника или как овладеть практикой общения с роботами».

Нефедьева И.И., педагог дополнительного образования МКОУ ДО «ДДТ г. Свирска»:

-В этом году посетив БМСО 2019 4 октября, в очередной раз убедилась, в том, как же это здорово, что есть возможность пообщаться с коллегами, поделиться опытом, узнать что-то новое, посетить мастер-классы, получить консультации специалистов. Всегда интересно послушать увлечённых своим делом людей. Обязательно найдёшь для себя что-то новое, интересное. Спасибо за поездку!

Значительная часть мероприятий салона была посвящена вопросам организации профориентационной работы с обучающимися.

Халилова Д.А, педагог дополнительного образования МДОУ ДО «ДДТ г. Свирска»:

Байкальский международный салон образования – одно из наиболее крупных, важных и ярких мероприятий на территории от Урала до Дальнего Востока. 4 октября в зале профессиональных проб каждый участник на практике смог прочувствовать особенности той или иной профессии. Именно туда мы и отправились с девчонками-старшеклассницами, ученицами 9 классов школы № 2 и школы № 3 (Ирина Мокина, Кристина Чернавцева, Светлана Галатонова, Кристина Бутова).

Профессиональные пробы были представлены 9 учреждениями среднего профессионального образования. Девчонки решили попробовать всё, начав с Иркутского регионального колледжа педагогического образования. Здесь мы громко и выразительно читали детские произведения, рисовали и украшали поздравительную открытку, понаблюдали за работой студентов сценического отделения, попытались проанализировать проделанную работу. По окончании небольшого мастер-класса наши участницы получили сертификаты, дающие им дополнительные баллы при поступлении в это учебное заведение.

Очень интересно свою работу представил Иркутский аграрный техникум. Студенты-ветеринары давали возможность участникам проб послушать сердцебиение живого кролика, объясняли на манекенах собак, что нужно делать при открытом переломе лапы животного. Позже в зале появились студенты-кинологи, представляющие этот же техникум. Со своими четвероногими питомцами – холёными красавцами-овчарками – они демонстрировали заворожённой публике умения и навыки своих подопечных. Команды «лежать», «сидеть», «стоять», «голос», «место» выполнялись собаками чётко и беспрекословно. Причём команды хозяин отдавал как голосом, так и жестами, в обоих случаях собаки верно выполняли приказ.

Иркутский техникум машиностроения им. Н.П. Трапезникова также показал себя во всей красе. Особенно здесь понравилось бы парням, но и наши девчонки не побоялись и попробовали себя в роли мастера по ремонту и обслуживанию автомобилей. Специальными шлифовочными машинками они полировали автомобильные фары, паяли и резали полипропиленовые трубы.

Салон «Инфанта» представлял маникюрное и парикмахерское дело, здесь, конечно же, было полно девушек и женщин. Тут им мастера плели косы, бесплатно делали укладку, маникюр, сопровождая свои действия подробным описанием.

На столике Ангарского техникума общественного питания и торговли ребята учились празднично оформлять стол в технике карвинг-искусства, что означает, художественная резка по овощам и фруктам. Кроме того, здесь же учились делать безалкагольные коктейли. Специальным оборудованием девчонки изготовили классический лимонад, который оказался очень освежающим и необыкновенно вкусным.

Студенты Иркутского базового медицинского колледжа на специальных манекенах учили правильно ставить инъекции, брать кровь из вены, измерять давление, а также пеленать новорожденного. Мы также успели поучаствовать в деловой игре «Моделируем своё будущее» Колледжа управления и предпринимательства. Игра прошла на одном дыхании, очень интересно и познавательно.

Каждой из нас понравилось что-то своё: кого-то удивили собаки, кому-то понравилось рисовать, а кому-то шлифовать и полировать. Это был очень интересный опыт для наших девчонок, маленький шаг в таком большом и важном деле, как выбор будущей профессии.

Байкальский международный салон образования – 2019 закончился. Но он показал важность и многообразие изменений, происходящих в жизни всей страны и в системе образования. Много задач поставлено и возможностей открыто перед педагогами. Свирское педагогическое сообщество включилось в реализацию национального проекта «Образование» и осознает всю глубину ответственности за результаты обучения и воспитания детей в современных условиях.

На фото: рабочие моменты БМСО-2019

rpt